Аннотация к рабочим программам – Родной (авар.) язык (1-4 класс) Рабочая программа по родному языку разработана на основе рабочей программы Министерства образования и науки Республики Дагестан Дагестанского научноисследовательского института педагогики им. А.А. Тахо-Годи по родному языку 1 – 4 классы Махачкала – 2015. Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программе начального общего образования МКОУ «Гимназия им.М.Горького» Программа обеспечена учебниками Х.С. Вакилова, Г.И. Мадиевой «Родной язык» и «Родное чтение» 1-4класс, прописями 1-2 части, которые соответствуют учебникам, рекомендуемых к использованию по ФГОС. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК): 1. Вакилов А.С. Аварская язык 1 класс. 2. Вакилов А.С. Аварская язык. Учебник. 2 класс. 3. Вакилов А.С. Аварская язык. Учебник. 3 класс. 4. Вакилов А.С. Аварская язык Учебник. 4 класс. УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов): 1 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год. 2 класс — 2 час в неделю, 68 часа в год. 3 класс — 2 час в неделю, 68 часа в год. 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год. Методические пособия для учащихся: 1. Вакилов Х.С., Алиджанов Т.М. Русско–аварско– английский тематический словарь в картинках. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, самовыражении; - с принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; - с изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Родной язык является предметом филологического цикла и наряду с русским языком и литературным чтением формирует коммуникативную компетенцию младшего школьника в поликультурной среде, способствуя его языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений. В процессе обучения родному языку решаются задачи не только практического владения языком, но и воспитательные и общеобразовательные, поскольку они самым тесным образом связаны с практическим владением языком. Владение родным языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц как на родном, как и на русском языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые способности учащихся. Изучая родной язык, учащиеся развивают и тренируют память, волю, внимание, трудолюбие; у них расширяется кругозор, развиваются познавательные интересы, формируются навыки работы с текстами любого типа. Изучение родного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру; - ознакомление с дагестанским детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором и развития у учащихся интереса к участию в театрализованных представлениях на родном языке; - развитие у детей коммуникативно-игровых способностей проигрывать ситуации семейного и школьного общения, общения со школьниками и взрослыми на родном языке; - создание условий для билингвистического развития детей с раннего школьного возраста. Для реализации поставленных целей в процессе изучения родного языка реализуются следующие задачи: - развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); – овладение новыми языковыми средствами; – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям республики в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы; – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; – развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения родного языка в современном мире; - воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания. Общая характеристика учебного предмета Изучение родного языка в общеобразовательных организациях многонациональным составом учащихся начинается с 1 класса. Деятельностный характер предмета «Родной язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Основное назначение родного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное общение. Родной язык является важнейшим средством воспитательного воздействия на личность. Будучи частью, инструментом культуры, родной язык формирует личность через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Родной язык открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству дагестанского народа, повышает уровень гуманитарного образования ученика. Основные содержательные линии Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки, оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения родным языком на данном этапе обучения. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Родной язык». Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты. В процессе воспитания выпускник начальной школы достигнет определённых личностных результатов в освоении учебного предмета. 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: -ценностное отношение к своей малой и большой родине, семейным традициям; государственным символикам Дагестана и России, родному языку; - элементарные представления о культурном достоянии малой Родины; - начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: - элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, классе, школе, а также между носителями разных культур; - первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении: доброта, желание доставить радость людям; бережное, гуманное отношение ко всему живому; великодушие, сочувствие; товарищество и взаимопомощь; - стремление делать правильный нравственный выбор: способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; 3. Воспитание уважения к культуре народов Дагестана: - элементарные представления о культурном достоянии народов Дагестана; - первоначальный опыт межкультурной коммуникации; - уважение к иному мнению и культуре других народов Дагестана и России. 4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): - элементарные представления об эстетических и художественных ценностях родной культуры и культуры русского народа; - первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, детского фольклора, памятников культуры; - отношение к учёбе как творческой деятельности. 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: - ценностное отношение к труду, учёбе и творчеству, трудолюбие; - потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; - дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность; - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - любознательность и стремление расширять кругозор. 6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: - ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека; 7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): - ценностное отношение к природе; - первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. Метапредметные результаты У младших школьников будут развиты: 1. Положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению родным языком: – элементарное представление о родном языке как средстве познания мира и культуры; – познавательный интерес и личностный смысл изучения родного языка. 2. Языковые и речемыслительные способности, психические функции и процессы: языковые способности – слуховая дифференциация; – имитация; – догадка; – выявление языковых закономерностей; – соотнесение/сопоставление; – осознание и объяснение; – восприятие; – мышление; – внимание; – оценка; – творческое воображение. 3. Специальные учебные умения и универсальные учебные действия: – работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями родного языка; – работать со справочным материалом: аварско -усским и русско-аварским словарями, грамматическими справочниками; – пользоваться электронным приложением; – оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности. Выпускник получит возможность научиться: – рационально организовывать свою работу в классе и дома; – пользоваться электронным приложением; – выполнять задания в различных тестовых форматах. – вести диалог, учитывая позицию собеседника; – планировать и осуществлять проектную деятельность; – контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; – читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; – осуществлять логические действия: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. Предметные результаты Выпускники начальной школы: - приобретут начальные навыки общения в устной и письменной форме с другими носителями родного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоят правила речевого и неречевого поведения; - освоят начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на родном языке, расширяя таким образом свой лингвистический кругозор; - сформируют дружелюбное отношение и толерантность к носителям родного языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. В говорении выпускник научится: - вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение; - кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж; - рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т. п.; - воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни; кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста; - выражать отношение к прочитанному/услышанному. В чтении выпускник овладеет техникой чтения, т. е. научится читать: - с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением; - с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения; - основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные); - небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой информации. Он также научится: - читать и понимать содержание текста на уровне значения и отвечать на вопросы по содержанию текста; - определять значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам, аналогии с русским языком, конверсии, контексту, иллюстрированной наглядности; - пользоваться справочными материалами (аварско-русским словарём, русско-аварским словарем) с применением знаний алфавита; - читать и понимать тексты со специфическими буквами; - понимать внутреннюю организацию текста; - читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить события в тексте с личным опытом. В письме выпускник научится: - правильно списывать; - выполнять лексико-грамматические упражнения; - делать подписи к рисункам; - отвечать письменно на вопросы; - писать открытки-поздравления с праздником и днём рождения;