Литература 5-9 класс

Аннотация к рабочей программе основного общего образования на
2019-2020 учебный год Литература 5 класс
Рабочая программа по литературе создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения курса литературы, которые определены
стандартом.
В рабочей программе особое внимание уделено необходимости формирования
ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей;
развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера». Программа решает основную задачу преподавания — развить
представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру
читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов,
художественного вкуса. Данная программа построена с опорой на современные
педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности,
самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий
(организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с
информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет
стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки
самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую
активность.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
•

•
•

•
•

•

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять

•

библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую
информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни,
художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от
собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального
воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность,
предполагающими активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской
школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной
личности, воспитанию гражданина, патриота.
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих
способностей - необходимое условие становления человека эмоционально
богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем
критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с
произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как
факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как
необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи).
Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному
опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской
классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю
мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны
расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной
культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при
помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном
восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией,
называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником
жизни».

Содержание и принципы данной программы реализуются в УМК под редакцией
Г.С. Меркина, который соответствует требованиям государственного стандарта
общего образования. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством
образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень
учебников. Отличительной особенностью учебников Меркина Г.С. является
наличие дополнительного интересного материала в рубриках «Для вас,
любознательные!», «Литературные игры», «После уроков». Статьи об авторах

написаны известными литературоведами П.Анненковым, Ю.М.Лотманым,
И.П.Золотусским, Н.П.Михальским и писателями В.Пришвиным, К.Паустовским,
В.Катаевым и др. Не менее важной чертой УМК является наличие информативных
вопросов, которые помогают учащимся актуализировать уже имеющиеся знания и
делать выводы
Рабочая программа рассчитана в 5 классе на 102 учебных часа (3 часа в неделю).

Аннотация к рабочей программе по литературе для 6 класса на
2019/2020 учебный год по учебнику Литература 6 класс, авторсоставитель Меркин Г.С.
Программа по литературе для 6 класса по учебнику Меркина Г.С. направлена
на формирование гуманистического мировоззрения учащихся, на воспитание
духовно развитой личности, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры. Программа направлена на
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской
позиции. Система уроков по данной программе способствует формированию
начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
освоению основных историко-литературных и теоретико-литературных
понятий.

Аннотация к рабочей программе основного общего
образования
на 2019-2020 учебный год

Литература 7 класс

Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие
культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь
неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой
фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день
остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным
«культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние»
личности.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как
искусства слова. Литературное произведение изучается как результат
творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое
преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования является
формирование читателя, способного к полноценному восприятию
литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и
подготовленного к самостоятельному общению с искусство слова.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями:
воспитательной и образовательной.
— формирование эстетического идеала.
— развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и
глубокому постижению прочитанного.
— содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
— содействует воспитанию доброты, сердечности и сострадания как
важнейших качеств развитой личности.
Начиная с 5 класса к 7ому, ученики изучают вершинные произведения
классической литературы и литературы XX века, соответствующие их
возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от
класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об
историко-литературном процессе. Изучение художественно литературы в
школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов,
постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного
наследия.
Программа реализуется с помощью следующих форм организации учебного
процесса: классно-урочная система, работа в группах, индивидуальные
занятия, лекции и семинары.
— творческого углубленного чтения;
— читательской самостоятельности;

— умений видеть текст и подтекст;
— особенности создания художественного образа; — освоение предлагаемых
произведений как искусства слова;
— формирование речевых умений - умений составить план и пересказать
прочитанное, составить конспект статьи;
— умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку,
рассказать об их роли в тексте.
— умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового
искусства
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС
ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАССА
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого
чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст,
особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых
произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений
составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи,
умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и
рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей
культуры, истории и мирового искусства, использовать необходимую
информацию, в том числе в сети Интернет.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их
соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трех
родов;
иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее
распространенные жанры;
иметь представление о подвижности связей и истории жанров;
уметь:
определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои
выводы; привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с
особенностями рода и жанра произведения;
создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и
письменной речи; отличать стихотворную речь и ее особенности, силлаботонический стих от тонического;
привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки
как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;
работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими
изданиями; обнаруживать связь между различными видами искусств и

использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых
произведений.
Рабочая программа предусматривает следующие формы организации
учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные,
индивидуально-групповые.
Данная рабочая программа выделяет следующие механизмы по освоению
содержания художественных произведений и теоретико- литературных
понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров;
— выразительное чтение художественного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов и написание отзывов о произведениях;
— написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений;
— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и
умения работать с ними.
В рабочей программе предусмотрены такие формы и виды промежуточного и
итогового контроля, как контрольная работа, тестирование, опрос,
терминологический диктант, индивидуальные дифференцированные
письменные задания, творческие работы. Преподавание ведется по УМК,
Г.С. Меркин. Литература. 7 класс. В 2 ч. - М.: «Русское слово», 2014.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений
РФ на изучение предмета «Литература» в основной общей ступени
выделяется в 7 классе 68 часов (2 ч. в неделю).

Аннотация к рабочей программе по литературе для 8 класса на
2019/2020 учебный год по учебнику Литература 8 класс, авторсоставитель Меркин Г.С.
Данная программа решает основную задачу преподавания литературы —
развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать
культуру читательского восприятия, воспитать понимание авторской
позиции, читательских интересов, художественного вкуса. Для реализации
программы необходим выбор такой модели урока , где знания - лишь
средство для развития творческих способностей учащихся. На уроке на
первом месте не учитель, а ученик, который с помощью учителя идет к
литературному произведению, а от него в автору. Программа построена с
опорой на современные педагогические технологии, открывающие
возможности активно-деятельностных подходов: поисковой,
исследовательской, деятельности, самостоятельного изучения материала. Это
позволяет стимулировать познавательную активность учащихся.

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9
КЛАСС
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе
Федерального закона от 29.12 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Программа составлена в соответствии с учебником для 9 класса в 2 частях,
авторы; Меркин Г.С.,С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев. На уроки
литературы отводится 3 часа в неделю.
Литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности. Курс литературы основывается на
принципах связи искусства с жизнью. Литература развивает познавательный
интерес, интеллектуальные и творческие способности, устную и письменную
речь, воспитывает патриотизм, любовь к русской культуре.
Учащиеся овладевают умениями творческого чтения и анализа
художественных произведений, с привлечением необходимых сведений по
теории и истории литературы. Историко-литературный курс охватывает
основные этапы развития отечественной словесности от Средневековья до
середины 19 столетия, а также содержит обзор литературы второй половины
19 века и 20 век.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(87231) 5-13-33

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».